Учебно-методический кабинет (УМК) МКНИЦ Больница 52 — сердце профессионального развития среднего медицинского персонала
В 2025 году Больница № 52 отмечает 70-летний юбилей, но внутри юбилея большого есть еще круглые даты многих подразделений. 10 лет «со дня рождения» отмечает очень важный для всех нас учебно-методический кабинет (УМК), созданный в 2015 году.
Три сотрудника УМК — руководитель Марина Витальевна Богачева, методисты Юлия Владимировна Маркелова и Гюзель Исламгуловна Захарова — выполняют большую, сложную и важную работу и по праву называют свой отдел «сердцем профессионального развития» среднего медицинского персонала.
— Мы создаем систему непрерывного роста, где каждый специалист получает все необходимое для профессионального становления. Ведь лучшая медицинская помощь возможна только в команде высококвалифицированных и уверенных в своих действиях специалистов, — говорит Юлия Владимировна Маркелова.
Обучение
В задачи специалистов УМК входит обучение сотрудников и волонтеров — от базового курса гигиены рук, курсов сердечно-легочной реанимации (СЛР) до сложных акушерских пособий.
— Важно не просто научить, но создать систему знаний. Сложный материал нужно «уложить» в голове, для этого мало прочитать лекцию — надо организовать и структурировать информацию так, чтобы она стала максимально понятной и легко запоминаемой, — объясняет Гюзель Исламгуловна Захарова.
Ключевые элементы обучения — практика, обязательная отработка навыков «руками» и регулярный контроль знаний на тестах и экзаменах. Если навыки не используются постоянно, они забываются. Например, сердечно-легочной реанимацией отлично владеют те, кто работает в скорой помощи и в отделениях реанимации. Но знать ее должны врачи любых специальностей, включая терапевтов, стоматологов, офтальмологов, а также медицинские сестры и братья. Поэтому цикл обучения надо проходить регулярно: повторять теорию, отрабатывать манипуляции.
Одна из задач Гюзель Исламгуловны — проведение курсов СЛР для медицинских сестер с использованием автоматического наружного дефибриллятора. Тренинги проходят в компьютерном классе с использованием фантомов и симуляторов. Сотрудники УМК также обучают волонтеров базовым знаниям, без которых нельзя работать с пациентами. «Например, очень важный курс по гигиене рук.
— Вы даже не представляете, сколько людей не умеют правильно это делать, — говорит Гюзель Исламгуловна.
Адаптация, наставничество и карьерный рост
В УМК отвечают за адаптацию новых сотрудников — помогают им быстрее влиться в коллектив, понять и принять стандарты и ценности команды, в которой работают лучшие из лучших. Программа наставничества для медицинских сестер в МКНИЦ Больница 52 успешно работает с 2018 года. Сотрудники УМК делятся своим опытом наставничества с коллегами по всей России.
Медицинская сестра или брат всегда могут рассчитывать на помощь в карьерном и профессиональном росте. Сотрудников УМК сопровождают на каждом этапе: от освоения практических навыков до подготовки к аттестации, аккредитации и получению категорий.
Инновации и научная деятельность
Специалисты УМК внедряют современные форматы обучения, например, симуляционные тренинги для отработки навыков медицинской коммуникации (Коммуникативные тренинги для медицинских сестер пульмонологического отделения). Здесь не обойтись без творческого подхода, многие приемы в обучении — инновация в этой области профессиональной коммуникации. Разрабатывают новые методики, выступают на конференциях, публикуют статьи и участвуют в исследованиях и проектах Департамента здравоохранения г. Москвы. Список их достижений впечатляет и приводится ниже.
Руководитель отдела — Марина Витальевна Богачева

Возглавляет учебно-методический кабинет с 2018 года.
— Человек-легенда, чья карьера — живая история сестринского дела Москвы и гордость больницы. Марина Витальевна — не просто администратор, а один из архитекторов современного сестринского сообщества. Мудрость, преданность профессии и системный подход — ее основные качества, — говорит о своем руководителе Юлия Маркелова.
44 года Марина Витальевна работает в столичном здравоохранении, 25 лет из которых посвятила совершенствованию сестринской службы, разрабатывая и внедряя стандарты работы среднего медицинского персонала. Закончив медицинское училище с отличием, она начала карьеру в должности медицинской сестры, затем стала главной медицинской сестрой крупной поликлиники Москвы. Имеет высшее образование по специальности «менеджмент в здравоохранении», диплом с отличием. Много лет возглавляла работу по аттестации медсестер и входила в Правление Региональной общественной организации медицинских сестер г. Москвы. Награждена почетным знаком «За верность профессии».
Методист — Юлия Владимировна Маркелова

Имеет как высшее педагогическое, так и высшее медицинское образование. Окончила с отличием Московский педагогический государственный университет (МПГУ) и Первый МГМУ им. И.М. Сеченова по специальности «менеджмент в здравоохранении». Синтез медицинских и педагогических знаний помогает ей выстраивать систему профессионального обучения сотрудников больницы по самым высоким стандартам на основе лучшего мирового опыта. Юлия прошла множество дополнительных курсов и стажировок в России и за рубежом. Сертифицированный инструктор по сердечно-легочной реанимации и специалист по симуляционному обучению.
Методист — Гюзель Исламгуловна Захарова

Прошла путь от медицинской сестры до магистра общественного здравоохранения, окончив Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. Ее профессиональный стаж превышает 30 лет. В 2024 году она получила почетный статус «Московская медицинская сестра».
Научная деятельность сотрудников Учебно-методического кабинета
Научно-практическая работа УМК направлена на развитие сестринского дела и повышение качества медицинского образования.
Ключевые публикации:
- Маркелова Ю. В., Островская И. В., Сухотина Н. В., Тишина И. А. Использование VR-технологий в подготовке среднего медицинского персонала. Медицинская сестра. 2025; 27 (1): 39–44.
- Маркелова Ю. В., Богачева М. В., Соколова Е. А. Ключевые аспекты разработки стандартных операционных процедур. Медицинская сестра. 2024; 26 (3): 39-42.
- Сахарова А. В., Маркелова Ю. В., Соколова Е. А., Сухотина Н. В. Современные аспекты выявления и ведения беременных с преэклампсией. Медицинская сестра, 2024; (1): 35-39.
- Захарова Г. И., Островская И. В., Соколова Е. А., Сухотина Н. В., Богачева М. В. Особенности обучения сестринского персонала на рабочем месте в условиях стационара. Медицинская сестра, 2023; 25 (6): 34-49.
Участие в конференциях и форумах:
- Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональное совершенствование работников здравоохранения — путь к здоровью нации». Доклады М. В. Богачевой: «Роль программ адаптации в формировании компетентных специалистов среднего звена» (2023 г.) и «Компетентные кадры — основа безопасной и качественной медицинской помощи» (2025 г.).
- Всероссийская конференция с международным участием «Сестринское дело в многопрофильном стационаре: вызовы и решения». Представление опыта внедрения программы адаптации новых сотрудников (2024 г.).
- Международный форум «Медицинское образование 2024». Презентация методики использования VR-технологий в обучении среднего медицинского персонала.
- VIII Махмутовские чтения (2021 г.). Доклад Ю. В. Маркеловой «Подходы к оценке эффективности системы профессионального образования и обучения».
- Международный молодежный научный форум «ЛОМОНОСОВ-2020». Доклад Ю. В. Маркеловой «Туринский процесс в контексте измерения эффективности системы СПО».
Ключевые проекты и исследования:
- Участие в проекте Департамента здравоохранения г. Москвы «Внедрение симуляционного обучения в сестринскую практику» (2023-2024 гг.). Разработка и апробация новых методик обучения.
- Разработка и внедрение программ адаптации и наставничества для среднего медицинского персонала.
- Исследование и внедрение VR-технологий в процесс непрерывного профессионального развития медсестер.







Научная деятельность сотрудников УМК является неотъемлемой частью их работы и вносит значительный вклад в развитие сестринского образования и повышение стандартов медицинской помощи в больнице.